Цены России 1913 года в пересчете на нынешний рубль

Категория: Это интересно Просмотров: 2 279
Цены России 1913 года в пересчете на нынешний рубль
Приличные зарплаты, серьезные квартплаты и неприлично дорогая еда

Разговоры о том, что «при царе-батюшке за 3 рубля можно было купить корову», как правило, вызывают ностальгию. Тем более, что этих «трехрублевых бурёнок» принято поселять не во времена, например, Николая Павловича, а в благословенный 1913 год, в последние мирные времена царской России. Хочется верить, что в эпоху, когда налицо были и балы, и красавицы, и юнкера, и хруст французской булки – жизнь была дешевле и как-то, что ли, естественней, справедливей, чем сейчас.


Во многом эта самая «корова за три рубля» - да еще «большие зарплаты квалифицированных рабочих» - сыграла роль триггера народного недовольства в недалеких еще 80-х, когда в интеллигентских кухнях и газетах говорили о правах и свободах, а в общих вагонах и заводских курилках – о настоящей, «добезцаря», жизни. После чего в России уже 20 лет возрождается 1913 год, со всеми его забытыми прелестями вроде сословного общества и отсутствия социальных гарантий.

Между тем, соотношение между реальными заработками и ценами в России 1913 года было вовсе не столь радужным, как его принято рисовать сейчас. Чтобы понять, каковы же были повседневные расходы в сравнении с повседневными доходами наших предков, «СП» пересчитала тогдашние цены и зарплаты в теперешние.

В основу методики пересчета был положен золотой эквивалент – цена тройской унции в 1913 и 2010 годах. Опираясь на доступные в открытых источниках среднегодовые цены золота и курсы валют, мы рассчитали приблизительный курс российского рубля 1913 года по отношению к рублю-2010. Этот курс составил 1335 современных рублей за один «николаевский». Опираясь на это значение, можно пересчитать на современные деньги стоимость главных элементов жизни в одной из российских столиц в 1913 году.

Вначале – о заработках. Средний заработок российского рабочего в 1913 году составлял 32300 современных рублей. Это приблизительно соответствует нынешним цифрам среднемосковского заработка – отметим, однако, что дореволюционная цифра отражает статистику по всей России, а не только по столице. В реальности же квалифицированные рабочие – те, кого имеют в виду, когда говорят о приличном уровне жизни тогдашних наемных работников – получали по 50 – 60 тысяч с.р.. Средняя же величина складывалась с учетом заработков разнорабочих и других неквалифицированных тружеников.

Что касается людей умственного труда, то известно, что еще в конце XIX века годовой оклад учителя гимназии составлял от 83 000 с.р. в месяц до 160 000. Стоит, правда, отметить, что гимназий было гораздо меньше, чем современных школ, а квалификация среднего гимназического учителя заметно превышала квалификацию среднего школьного учителя 2010 года.

Государственные служащие низшего и среднего звена чаще всего получали от 50 до 100 тысяч с.р. Ближе к 200 000 нынешних рублей в месяц получали значительные чины генеральского ранга.

Наиболее острым вопросом для нынешних москвичей можно считать стоимость жилья. Отметим, что, в отличие от нынешней ситуации, в столицах Российской империи столетней давности практически не было рынка купли-продажи городских квартир. Предметом купли-продажи выступали дома целиком – с участками земли и всем прилагающимся. А квартиры в рамках принадлежащих домовладельцам «доходников» сдавались внаем.

В 1913 году квартира среднего класса в Москве обходилась арендаторам в 55666 – 77875 совр. рублей в месяц. В Петербурге средненькая квартира стоила 40 000 – 60 000 с.р. в месяц: сказывалось обширное предложение квартир в доходных домах, которыми уже к 1860-м годам был застроен почти весь Петербург. Из этого становится ясно, что не меньше половины обитателей тогдашних российских мегаполисов не могли себе позволить снять квартиру целиком. Комната, которую можно было снять у арендаторов целых квартир, стоила 13000 – 19000 с.р., такие комнаты часто снимали студенты. На двоих та же комната стоила уже 24 000 – 33 5000 совр. рублей.

Но и съемщики комнат были не самыми бедными людьми в Петербурге. Во-первых, существовали совсем дешевые комнаты в домах, которые на первый взгляд походили на притоны. Так, у Николаевского (Московского) вокзала подобную комнату можно было снять за 8900 совр. рублей в месяц, в районе Сенной площади – за 5000 рублей (именно там, по Достоевскому, обитал Родион Раскольников). Были комнаты и еще дешевле, например, на Выборгской стороне. Аренда такой комнаты по стоимости была сопоставима с ведром водки.

Как и сейчас, цена аренды квартир и комнат зависела в немалой степени от престижности района. Например, на Литейном пятикомнатную квартиру можно было снять за 89 – 100 тыс. совр. рублей, а такая же квартира на Моховой стоила уже 72 тыс. совр. рублей.

Скрасить дороговизну жилья арендаторам позволяли более гибкие возможности распоряжения площадью. Помимо сдачи в субаренду, что сейчас немыслимо, а сто лет назад было нормальной практикой, жильцы - например, портные или слесари – могли превратить часть своей квартиры в небольшую мастерскую. Тогда квартиранты в свободное время зарабатывали частными заказами от соседей и знакомых.

За эту свободу приходилось платить не только арендодателям, но и государству: налог с квартирантов начали брать с 1893 года. Его размер зависел от наемной цены квартиры.

Таким образом, цены на аренду квартир сравнительно с размером зарплат сто лет назад были приблизительно того же порядка, что и сейчас. Однако другая важнейшая составляющая потребительской корзины горожанина – цены на продукты питания – в 1913 году выглядели совсем по-другому. Пересчитав знаменитых «трехрублевых коров» и «рублевую красную икру» в современные цены, мы получаем следующую потребительскую картину: