В это время страна переживала электрический бум. Самая сильная конкуренция развернулась между двумя гигантами совсем юной "электрической промышленности".
Том Эдисон был великолепным коммерсантом: немногие в то время могли похвастаться умением так виртуозно расправляться с противником.
Эту борьбу можно назвать АС/DC, потому как с одной стороны был великий и могучий Эдисон (Edison), на счету которого уже были известные всему миру открытия, он имел дело с приборами постоянного тока (DC). С другой — Джордж Вестингхаус (George Westinghouse), который специализировался на только-только полученном переменном токе (AC).
В интересующий нас момент на рынке началась одна важная для будущего электрического стула тенденция: рост цен на медные кабели и — как следствие — рост цен на приборы, работающие на постоянном токе.
Кроме того, в это время начали поговаривать о том, что DC-приборы, помимо дороговизны, имеют ещё один недостаток — они не работают на большом расстоянии от источника тока. То есть, в нескольких милях от генераторов они становились бесполезными. По сути, всё это означало конец эры Эдисона с его DC-приборами. С чем мастер, естественно, мириться не хотел.
Джордж Вестингхаус, человек, который хотел только одного – чтоб людям жилось лучше рядом с его приборами.
Эдисон, чувствуя, что ветер дует не в его сторону, закатил рукава и инициировал кампанию, которую прозвали клеветнической. Он организовал серию выступлений, в которых долго и эмоционально рассказывал, что AC-технология очень опасна.
Дела его шли настолько плохо, что в 1887 году в Нью-Джерси (West Orange, New Jersey) Эдисон решил, что слов недостаточно и пришло время устроить шоу.
Он несколько часов распинался перед прессой, поклонниками и зеваками, а потом подсоединил к AC-генератору Вестинхауса, вырабатывающему ток в 1000 вольт металлическую пластину, на которую предварительно поместил с дюжину животных.
Что произошло дальше — нетрудно догадаться. PR удался на славу и произошедшее стало излюбленной темой на несколько месяцев. Тогда же журналисты ввели термин "electro-cution" (электричество плюс экзекуция).
4 июня 1888 года нью-йоркские власти приняли закон, устанавливающий новый вид смертной казни "посредством электрического тока". Однако законники по-прежнему никак не могли прийти к единому мнению относительно того, что предпочтительнее — AC или DC.
Споры по поводу смертоносности AC/DC велись ещё несколько месяцев. Эдисон ратовал за то, чтобы был выбран электрический стул "на переменном токе".
В великом и могучем изобретателе билась коммерческая жилка. Всё рассчитав, он решил пожертвовать "госзаказом" в пользу потребительского рынка живых, полагая, что нормальный человек не захочет пользоваться прибором, "выполненным по технологии" электрического стула, одно упоминание которого вселяло ужас и вызывало нездоровый интерес. Это любопытство, кстати, сохранилось на многие годы, о чём свидетельствует и то, что вы сейчас читаете эту статью.
Рисунок, на котором изображена первая казнь на электрической стуле. В центре внимания — первая жертва стула — Уильям Кеммлер (William Kemmler).
Дабы убедить людей в безопасности DC и в смертоносности AC, неутомимый Эдисон начал спонсировать работу молодого изобретателя Гарольда Брауна (Harold P. Brown). Эдисон нашёл его случайно — Браун опубликовал в New York Post письмо, в котором описал смерть мальчика, коснувшегося электрических проводов, по которым проходил AC.
Эдисон сделал заказ Брауну и его ассистенту Фрэду Петерсону (Fred Peterson) на разработку электрического стула. Причём, задачу Эдисон ставил вполне однозначную — доказать, что если DC и способен "стукнуть", то не сильно.
Можете себе представить, что за запах стоял в лаборатории и скольких собак, свиней, коров и лошадей "перевели" Эдисон и компания. Изобретательный ум и здоровая конкуренция, одним словом.
История донесла до нас портрет жертвы Кеммлера (первого человека, казнённого на электрическом стуле), которую преступник убил топором.
Пресса не только писала об этих экспериментах, но и присутствовала в лаборатории — делались фоторепортажи и брались интервью. Труды Эдисона не пошли даром — для экзекуций был выбран электрический стул на переменном токе (AC).
Вестингхаус, негодуя и не веря в происходящее, отказался предоставить любое из своих устройств — то есть, собственно, предоставить свои приборы AC-тока нью-йоркским властям. Эдисон и Браун, вероятно, ухмыляясь, вызвались сделать это и без Вестингхауса, предварительно "набив руку" на лабораторных моделях для скота.
Вестингхаус поздно опомнился. Публичные выступления, просьба одуматься и отказаться от затеи, потому что эта "казнь бесчеловечная, безбожная и противоестественная — более, чем сожжение трупа", ни к чему не привели.
Первая казнь состоялась 1 января 1889 года. Ещё несколько десятилетий после этого события этот "агрегат" называли стулом Вестингхауса или "вестингованным" (Westinghoused).
За 100 с лишним лет стулья, конечно, периодически претерпевали изменения, но принцип действия оставался тем же: на короткий промежуток времени в организм осуждённого подается ток. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания.
Долгое время полагали, что следует смачивать электроды и прикреплять их к выбритым участкам на голове и к ноге. Однако современные экзекуторы пришли к выводу, что прохождение тока через мозг не вызывает мгновенной остановки сердца (клинической смерти), а лишь продлевает мучения.
Сейчас преступникам делают надрезы и вводят электроды в левое плечо и правое бедро, чтобы разряд прошёл как раз через аорту и сердце. Какой-никакой прогресс...