Момофуку Андо родился в 1910 году на оккупированном Японией Тайване. Его родители умерли, когда он был ребенком, и воспитывали его дедушка с бабушкой, владевшие фирмой по производству одежды. Когда Андо исполнилось 22 года, он начал собственный бизнес и уехал в Осаку.
"Однажды я проходил по улице Осаки мимо очереди длиной 20-30 метров, выстроившейся перед тускло освещенной палаткой, из которой валил пар... Одетые в потертую одежду люди, дрожа от холода, часами ждали своей очереди. Человек, который меня сопровождал, сказал, что они хотели получить миску лапши рамен (традиционная японская лапша)",— писал в своей автобиографии Момофуку Андо. Картина дрожащих от холода, голодных сограждан настолько поразила Андо, владельца небольшой пищевой компании, что позже он посвятил свою жизнь тому, чтобы и японцам, и жителям всей планеты больше не пришлось подвергаться унижению ради порции лапши.
В 1934 году он успешно закончил школу экономики Университета Рицумейкан в Киото и получил японское гражданство. Дела шли неплохо, однако после окончания Второй мировой наступил спад. Андо в 1948 году был приговорен к тюремному заключению за уклонение от уплаты налогов, а его компания обанкротилась.
В это время в стране, проигравшей войну, царил голод.
Люди были вынуждены стоять в длинных очередях за едой. Поэтому Андо был очень удивлен, когда услышал, что японское министерство здравоохранения буквально призывает людей есть хлеб из американской пшеницы, полученной в качестве гуманитарных поставок. Лапша была гораздо более привычным для японцев блюдом, однако мощности японских пищевых компаний явно не хватало для того, чтобы обеспечить всю страну.
В 1948 году он решил сменить сферу деятельности и заняться тем, что, по его мнению, всегда приносило бы доход. Он начал торговать солью.
Его товар, разумеется, пользовался спросом, однако это не уберегло его от нового банкротства. То есть поначалу его фирма процветала. Настолько, что он стал видным представителем бизнес-сообщества Осаки. Его приглашали в советы директоров многих компаний и даже сделали председателем одной из местных кредитных ассоциаций. Она обанкротилась. Андо пришлось расплачиваться с кредиторами из собственных средств, что сделало его почти нищим. Именно тогда он вспомнил о той очереди, которую видел в 1948 году. Все остававшиеся у него средства Андо бросил на изобретение продукта, который не только приносил бы прибыль, но и был бы полезен его согражданам.
Создание лапши моментального приготовления было делом отнюдь не простым. Ведь с самого начала Андо отказался от идеи выпускать просто сухую лапшу: способ приготовления лапши, которая могла храниться очень долго, придумали китайцы тысячелетие назад. Цель Андо была куда амбициозней. Его лапша должна была быть не только дешевой, но еще и вкусной и быстрой в приготовлении. С этим и пришлось повозиться. Для своих экспериментов Андо построил настоящую кухню-лабораторию в сарае за своим домом в городке Икеда.
Оборудование было самым простым. Традиционная машинка для приготовления яичной лапши и большой котелок. Поначалу казалось, что проблема, поставленная Андо, неразрешима. Лапша либо получалась совершенно безвкусной, либо разваривалась так, что превращалась в кашу.
Прорыв случился, когда Андо придумал опрыскивать лапшу бульоном из обыкновенной садовой лейки. Затем он сам размешивал лапшу, чтобы ее верхний слой пропитывался бульоном, обжаривал ее в пальмовом масле, выпаривая воду, а затем высушивал в форме брикетов. Для приготовления лапши в нее нужно было просто добавить кипяток. К каждому брикету лапши Андо придумал прикладывать два пакетика: в одном, непрозрачном, находились специи и бульонный экстракт, в другом, прозрачном,— небольшая порция пальмового масла.
Сначала новое блюдо было дорогим и рассматривалось как деликатес, однако уже через год цены упали, и продажи начали быстро расти.
В 1958 году первая продукция созданной Андо компании Nissin Food Products поступила в магазины и стала настоящим бестселлером. Причем не только у японцев. Андо, часто повторявший, что "во всем мире наступит мир, если люди не будут испытывать недостатка в пище", вовсе не собирался ограничиваться японским рынком. Именно поэтому поначалу его моментальная лапша выпускалась только с куриным вкусом под торговой маркой Chikin Ramen. На то был свой резон. "Используя в приготовлении нашей лапши куриный бульон, мы сумели обойти религиозные табу, действующие в разных странах. Индусы не могут есть говядину, а мусульмане — свинину, но нет ни одной культуры, религии или страны, которая запрещает есть курицу",— объяснял японец.
Уже через 12 лет лапшу от Nissin Food знали по всей Азии, а также в Европе и Америке. Однако Андо не собирался останавливаться на достигнутом.
В 1971 году он придумал то, что сделало его лапшу едва ли не самым популярным продуктом на планете. На прилавках магазинов появилась новинка от Андо — лапша Cup Noodle, продававшаяся в водонепроницаемой чаше из пенополистирола. Прямо в нее можно было добавлять горячую воду. Не было больше необходимости перекладывать лапшу, мыть посуду после еды. Лапша от Андо стала по-настоящему экономичной, что по достоинству оценили студенты, холостяки, рабочие, желавшие сэкономить время на обеде. А вскоре после этого в лапшу начали добавлять сушеные овощи, которые, развариваясь в кипятке, создавали впечатление полноценного супа.
Но главный, буквально космический прорыв этот пищевой инноватор совершил в 2005 году. Именно тогда появилась лапша быстрого приготовления в вакуумной упаковке, созданная специально для астронавтов.А свое долголетие Андо списывал на ежедневное употребление лапши собственного изобретения.
Начав с производства куриной лапши в целлофановых пакетиках, Андо превратился в настоящего императора лапши моментального приготовления. Его компания производит почти два десятка видов лапши с самыми разными вкусами и ингредиентами. Заводы империи Андо расположены по всему миру — от США и Перу до Германии и Венгрии — и поставляют свою продукцию почти в 70 государств. По словам представителя компании, в мире ежедневно более 100 млн человек употребляют лапшу от Nissin.
Изобретение Андо давно стало достоянием всего человечества. Разумеется, мировым лидером по потреблению лапши быстрого приготовления является, как можно было догадаться, Китай: китайцы потребляют около 30 млрд порций этого продукта в год. За Китаем следуют Япония и Индонезия. При таких масштабах совсем не удивляют создание Международной ассоциации производителей лапши моментального приготовления и факт ежегодного проведения посвященного ей мирового саммита (World Ramen Summit). Согласно данным этого саммита, в 2004 году земляне потребили 65,5 млрд упаковок лапши моментального приготовления. И, как и задумывал Андо, она продолжает спасать людей. Основным продуктом питания пострадавших во время азиатского цунами в 2004 году и урагана Катрина в 2005 году в США была именно лапша моментального приготовления.
С легкой руки Андо лапшу сейчас выпускают сотни компаний в разных странах мира. У нее разный вкус (в Польше, например, есть лапша со вкусом борща), однако во всем остальном она мало чем отличается от изобретения Андо, поскольку производители скорее стараются подчеркнуть это сходство. Открывая лапшу любой компании, вы можете быть уверены, что найдете там то, что придумал Андо: брикет лапши и два пакетика. Прозрачный — с маслом и серебристый — с бульоном и специями.
А в 2000 году, отвечая на вопрос о главном японском изобретении XX столетия, японцы однозначно поставили на первое место не суперсовременные компьютеры или электронные устройства, а простое и питательное блюдо, знакомое практически каждому современному человеку.
У лапши, придуманной Андо, есть свои недостатки. Диетологи и врачи спорят о том, насколько здоровая это пища. Рестораторы и борцы за хороший вкус сетуют на то, что, как и прочие продукты быстрого приготовления, лапша убивает способность человека отличать гастрономический шедевр от дешевой стряпни. Тем не менее мало кто сомневается в том, что основная цель, которую поставил перед собой Момофуку Андо, выполнена. "Моментальная лапша обеспечила господину Андо достойное место в пантеоне человеческого прогресса. Научи человека ловить рыбу — и он прокормит себя всю жизнь. Дай ему моментальную лапшу — и тебе больше не нужно его ничему учить",— говорит нью-йоркский журналист Лоуренс Даунс. Лучшей эпитафии банкроту, решившему избавить человечество от голода, не придумать.