Как-то в пятницу, в августе 1962 года, Уоррен Томас, директор зоопарка Lincoln Park в Оклахома-Сити, выстрелил в слона по кличке Таско – спустив курок, он метко попал в круп. Патрон был начинен галлюциногенным препаратом ЛСД, который немедленно попал в кровь животного.
Доза в 3000 раз превышала ту, которую мог бы принять человек, желающий "развеяться". Результаты не заставили себя ждать. Таско несколько минут бегал по вольеру и громко ревел, а затем рухнул на бок. Он был мертв.
Томас и его коллеги уверяли, что печальный исход стал результатом научного эксперимента по выяснению, не является ли ЛСД причиной необычного синдрома, при котором слоны ведут себя агрессивно, а из их желез выделяется вязкая жидкость. В статье об этом инциденте, отправленной в американский журнал Science четыре месяца спустя, ученые сделали вывод: "По-видимому, слоны крайне восприимчивы к воздействию ЛСД".
История слона Таско вошла в "десятку" самых безумных экспериментов, осуществленных в погоне за истиной. По крайней мере, так полагает журнал New Scientist, опубликовавший сегодня этот список. Если от гениальности от безумия один шаг, то многие из этих экспериментаторов решительно этот шаг сделали.
Так, в 1960-е годы был проведен следующий опыт. 10 солдат посадили в самолет на авиабазе Форт-Хантер-Лиггетт в Калифорнии. Они думали, что отправляются на обычное учебное задание. На высоте около 5 тыс. футов самолет внезапно накренился и вошел в пике. Из динамиков в салоне раздался голос пилота: "Авария. Один двигатель заглох, шасси не выпускается. Попробую приводниться в океане".
Солдаты осознали, что шансы на спасение невелики. И тут стюард раздал всем бланки договоров о страховании и попросил их заполнить, пояснив, что на случай гибели все должно быть оформлено.
Солдаты и не подозревали, что им ничего не угрожает, – это был всего лишь эксперимент, дабы выяснить, как сильнейший стресс влияет на когнитивные способности человека. Для тестирования способностей как раз и требовалось заполнить бланки. Как только последний солдат справился с этим, пилот объявил: "Насчет аварии я просто пошутил, ребята!".
Позднее эксперимент попытались повторить на новой группе ничего не подозревающих "добровольцев", но один из членов первой группы сорвал его, написав на гигиеническом пакете в салоне самолета предостережение.
Один из самых кошмарных экспериментов, вошедших в список New Scientist, осуществил советский хирург Владимир Демихов. В 1954 году он представил широкой публике двухголовую собаку, созданную в научной лаборатории: голову с шеей и передние лапы щенка пересадили на шею взрослой немецкой овчарки. Журналисты, которым продемонстрировали это существо, отметили: с обрубленной шеи щенка капало молоко, когда он пытался его лакать. Иногда две головы ссорились: овчарка пыталась стряхнуть с себя щенка, а тот в ответ кусался.
Несчастное создание прожило шесть дней. В течение последующих 15 лет Демихов еще 19 раз повторил эксперимент. Самое долговечное существо прожило месяц. За пределами СССР этот эксперимент всерьез не восприняли, сочтя рекламным трюком, но заслугой Демихова считается разработка изощренных хирургических методов, подготовивших почву для первой в мире пересадки сердца человеку.
В списке оказались и несколько попыток разгадать тайны человеческой природы. Кларенс Льюба, психолог из Йеллоу-Спрингс, штат Огайо, решил разобраться, почему мы смеемся, когда нас щекочут, – условный это рефлекс или безусловный. Опыты он проводил на своем новорожденном сыне, а затем и на дочке.
А Лоренс Лешэн, ученый из Вирджинии, в 1942 году стоял посреди комнаты, где спала группа мальчиков, и повторял: "Мои ногти на вкус ужасно горькие", чтобы выяснить, можно ли методом гипнопедии отучить ребят от привычки грызть ногти.
Врач Стаббинс Ффирт из Филадельфии вознамерился доказать, что желтая лихорадка незаразна, и для этого пил свежую рвоту людей, страдающих этим заболеванием. Было это в 1804 году. Ффирт не заболел и заявил, что доказал свою правоту. Однако позднее ученые выяснили, что желтая лихорадка крайне заразна, вот только передается она исключительно путем внедрения возбудителя в кровь – например, при укусе комара.
Столь же некорректным был эксперимент и Роберта Корниша из Калифорнийского университета, который в 1930-е годы пытался возвращать дохлых животных к жизни, раскачивая их на качелях. Лишь немногие ненадолго оживали, но оказывалось, что у них сильно поврежден мозг.
Как и следовало ожидать, в списке самых диких экспериментов присутствует сексуальная тема. Изучая половое возбуждение у индюков, исследователи из Университета штата Пенсильвания весьма заинтересовались тем фактом, что птицы пытаются спариваться с муляжами, похожими на настоящих самок. Ученые постепенно демонтировали муляжи, убирая их составные части. Оказалось, что самцы чрезвычайно возбуждаются, даже если показать им одну голову на палке.
Иэн Сэмпл